Задать вопрос
7 октября, 15:08

Как проявлялись характеры пимена и григория в сцене келья в чудовом монастыре

+2
Ответы (1)
  1. 7 октября, 15:52
    0
    Пимен завещает продолжить летописание иноку Григорию Отрепьеву, который оказывается не способным это сделать, охваченный "бесовским мечтаньем". Во-вторых, Пимен заканчивает свое "сказание" эпизодом убийства царевича Феодора, сына Ивана Грозного: Сей повестью печальной заключу

    Я летопись мою; с тех пор я мало

    Вникал в дела мирские.

    Таким образом, дело Пимена как бы продолжает сам создатель трагедии. Автор занимает позицию летописца: он начинает повествование с того исторического момента, на котором остановился Пимен; он избирает следствие "ужасного злодейства" - нечистую совесть Бориса Годунова - одной из основных духовных причин бедствий царя и его царства. Пимен - полноценный художественный образ, содержательной доминантой которого является устремленность к Богу. В этом плане с Пименом сопоставим только Патриарх, но в речах и поступках Патриарха много мирского, идущего от озабоченности делами государства, тогда как Пимен - в своей устремленности к вечному - величественно спокоен.

    Внешность Пимена изображена в свете любовного взгляда Григория: "Как я люблю его спокойный вид", "смиренный, величавый". Пипен вспоминает царя Ивана Грозного в моменты его раскаяния, задумчивости, тихой беседы, когда царь давал обет: "Прииду к вам, преступник окаянный", а монахи молились за него.

    Пимен - монах, летописец - высшая нравственная и праведная высота, с которой автор обозревает остальных персонажей, их действия, поступки, мотивы поведения.

    "Пушкин уразумел своим русским чутьем, что здесь запечатлена от века лучшая часть нашей народной души, видавшей в монашестве высший идеал духовно-религиозной жизни. Ее неутомимая тоска по горнему отечеству находила отклик в его собственном сердце, звавшем его туда, "в заоблачную келью, в соседство Бога Самого "" (Анастасий 1996: 81).

    В этих определениях выразилось стремление Пушкина отразить типичные, любимые им свойства русских монахов-летописцев.

    "Характер Пимена, - писал Пушкин, - не есть мое изобретение. В нем собрал я черты, пленившие меня в наших старых летописях: простодушие, умилительная кротость, нечто младенческое и вместе мудрое, усердие, можно сказать, набожное, к власти царя, данной им Богом, совершенное отсутствие суетности, пристрастия ... " (Рукою Пушкина 1935: 745).

    Вспоминая Ивана Грозного, Пимен говорит: А мы в слезах молились,

    Да ниспошлет Господь любовь и мир

    Его душе страдающей и бурной.

    Пушкин выражает православную точку зрения на отношение власти к народу, понимая духовную основу этого отношения: не закон, но благодать. Нравственную чистоту должен нести православный царь своим подданным.

    "Наука, литература, благотворительность, школьное просвещение, а в особенности христианская убежденность и одушевленное Православие - вот те посредства, чрез которые истинный общественный деятель, истинный любитель народа сообщает нравственные силы своего духа общественному быту" (Антоний 1996: 143). Учитывая единство и цельность изображаемой исторической действительности и своеобразие пушкинского мировосприятия, необходимо отметить, что народ - это все, кто изображен в произведении: это люди одной национальности, одной православной веры, одного общего греха. В пределах этой цельности идет разделение на царя, царедворцев, Патриарха, Пимена, Самозванца - и собственно простой народ. Последний также представлен разделенным, во-первых, на народ помыкаемый и управляемый (массовые сцены) и народ в его индивидуальности и его трудовой определенности (бедные монахи, стрельцы, хозяйка корчмы). Пимен своим трудом обращается к потомкам именно православных, сам он - православный монах, пишущий летопись православного царства и православного народа. К русскому православному читателю обращается и Пушкин. В этих словах Пимена есть еще один смысл: "потомки" мыслятся не как нечто "иное", отдельное от ныне живущих, но как люди, единые с живущими в вере, в отношении к царю и родной земле. В мировосприятии Пимена воплощена основная идея - идея единства православия, самодержавия и народа
Знаете ответ на вопрос?
Не уверены в ответе?
Правильный ответ на вопрос 👍 «Как проявлялись характеры пимена и григория в сцене келья в чудовом монастыре ...» по предмету 📗 Литература. Развернутая система поиска нашего сайта обязательно приведёт вас к нужной информации. Как вариант - оцените ответы на похожие вопросы. Но если вдруг и это не помогло - задавайте свой вопрос знающим оппонентам, которые быстро дадут на него ответ!
Искать готовые ответы