Задать вопрос
25 августа, 14:17

Истолкуйте образы-символы зачина стихотворения Пророк А. Пушкина - "духовная жажда", " пустыня мрачная".

+1
Ответы (1)
  1. 25 августа, 17:51
    0
    Здесь Пушкин обращается к образам библейской мифологии. В начале стихотворения отражается душевная опустошенность, которая мучила поэта в годы "кризиса", и чудесное преображение чувств и способностей, осознание своей миссии пророка. Чувства поэта предельно обостряются: открывается "мудрое зрение", а также расширяется восприятие внешнего мира. Поэт задается вопросом: возможно ли столь изощренно тонкое восприятие и мудрое наблюдение передать обыкновенным человеческим словом ("И он к устам моим приник / И вырвал грешный мой язык, / И празднословный, и лукавый, / И жало мудрыя змеи / В уста замершие мои / Вложил десницею кровавой".) Поэту необходим "жар сердца" : только очень высокий накал чувств может переплавить обыденную прозаическую жизнь в чистое поэтическое золото ("И он мне грудь рассек мечом, / И сердце трепетное вынул, / И угль, пылающий огнем, / Во грудь отверстую водвинул".) Одной острой наблюдательности и умения поэтически рассказать о том, что видишь, недостаточно для настоящего искусства - это мертвое фотографирование, натурализм. Необходимо активное отношение к наблюдаемому, умение критически, точно, правдиво оценивать его, нужна глубокая и верная идея, наполняющая душу поэта. Так завершается преображение пророка: поэт приходит к мысли, что он должен не просто утешать, радовать людей или доставлять им наслаждение своим творчеством, а учить читателя, вести его за собой.

    Это стихотворение состоит из трех частей. В первой части раскрывается состояние "пророка" до того, как "бога глас к нему воззвал". Он, "томимый духовной жаждой", в "пустыне мрачной влачился". Во второй же части описывается его встреча с посланником Бога - "шестикрылым серафимом", который производит с ним определенные действия - вырывает "грешный язык, и празднословный, и лукавый" и вставляет на его место "жало мудрыя змеи".

    Посланец Бога наделяет поэта способностью слышать и чувствовать то, что раньше было для него недоступно: "моих ушей коснулся он, и их наполнил шум и звон". Восприятие мира лирического героя меняется; он становиться открыт миру, чувствует с ним неразрывную, ограниченную связь. Вместо сердца ему в грудь помещают горящий уголь, так как только человек с горячим, неравнодушным сердцем должен и может говорит людям слово истины.

    В третьей части поэт слышит "Бога глас", который "взывает" к нему, побуждая "видеть" и "внимать" и, "обходя моря и земли, глаголом жечь сердца людей". Здесь облик поэта и его внутренняя суть совершенно меняются. Его душа пробуждается, он "исполняется волей" Божьей. Поэт, таким образом, не принадлежит себе, он лишь проводник, через который Бог дарит людям красоту и гармонию.

    Взгляды Пушкина на предназначение поэта и поэзии коренным образом отличаются от взглядов романтиков. Основное отличие состоит в том, что Пушкин не рассматривает поэтический талант как заслугу личности, проявление исключительности отдельного человека. Индивидуализм чужд пушкинской философии. Талант для него - это не печать "богоизбранности". Божественный дар, способность более тонко слышать и более сильно чувствовать мир. Поэт - просто человек, обладающий более чутким слухом, чем остальные. Но самое главное качество, которым должен обладать поэт, - это горячее сердце, согретое нравственным законом, гуманным отношением к миру. Без этого "угля" человек мертв. Нравственный закон - тот "глас Божий", который к поэту "воззвал". И его свобода состоит в том, чтобы осознанно следовать этому гласу, напоминая людям о заключенной в них Божественной душе, о красоте мира и добре, которое они призваны творить.

    Для придания большей выразительности языку Пушкин в стихотворении "Пророк" использует метафоры (духовная жажда, пустыня мрачная) ; сравнения (отверзлись вещие зеницы, как у испуганной орлицы) ; эпитеты (сердце трепетное, горний ангелов полет, дольней лозы прозябанье, грешный язык).
Знаете ответ на вопрос?
Не уверены в ответе?
Правильный ответ на вопрос 👍 «Истолкуйте образы-символы зачина стихотворения Пророк А. Пушкина - "духовная жажда", " пустыня мрачная". ...» по предмету 📗 Литература. Развернутая система поиска нашего сайта обязательно приведёт вас к нужной информации. Как вариант - оцените ответы на похожие вопросы. Но если вдруг и это не помогло - задавайте свой вопрос знающим оппонентам, которые быстро дадут на него ответ!
Искать готовые ответы