Задать вопрос
5 сентября, 05:43

Тема и судьба художника в романе "Мастер и Маргарита"

+3
Ответы (1)
  1. 5 сентября, 06:02
    0
    Роман М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита" является наиболее значительным и сложным произведением писателя. Справедливо заметил В. Петелин: "Но выявить подлинный творческий замысел М. Булгакова, воплощенный в романе "Мастер и Маргарита", пока ни одному критику не удалось - у каждого критика - "свой" Булгаков, как и каждого читателя".

    Слово "мастер" не случайно вынесено Булгаковым в заглавие романа. Он действительно является одной из центральных фигур произведения. Этимологически понятие "мастер" намного шире, чем только писатель, хотя в художественной ткани романа оно трактуется, в первую очередь, именно в таком значении. Речь у Булгакова идет не только писателе, о художнике слова, а о художнике вообще, о Мастере. Вспомним, на вопрос Ивана Бездомного в психиатрической клинике: "Вы художник?" он отвечает: "Я - мастер".

    Мастер - это человек, достигший высокого мастерства в какой-либо области человеческой деятельности. Есть и еще одно значение. Мастер - человек, досконально разбирающийся в библейских текстах. Осмысливая образ мастера, нужно иметь в виду его обобщающую сущность. В мастере Булгакова соединились конкретность (прототипом выступает сам Михаил Афанасьевич Булгаков) и доходящая до символа обобщенность (мастер как Творец вообще и знаток библейских текстов).

    Стара, как мир, проблема, нашедшая отражение в романе, - тема трагического непонимания, одиночества, так часто выпадающая на долю Художников, Творцов, тех, кто является, говоря словами И. Талькова, "целителями уставших наших душ". Одинок мастер в романе Булгакова. Он пишет правду о своем нелегком времени, о добре и справедливости, чего так не хватает людям во все времена. Однако такая Правда расходилась с правдой государственной, и потому творец стал неугоден.

    Трагедия, постигшая булгаковского Мастера, чувствовалась бы сильнее, не окажись рядом с ним Маргариты - красивой, сильной, умной женщины. У нее, казалось бы, было все: богатый дом, любящий муж, положение в обществе. Не было только одного - не было любви. И Маргарита обрела эту любовь в лице мастера, отдав ему всю себя без остатка.

    Мастер во многом автобиографический герой. Его возраст во время действия романа ("человек примерно тридцати восьми лет") - это в точности возраст Булгакова в мае 1929 года. Газетная кампания против Мастера и его романа о Понтии Пилате напоминает газетную кампанию против произведений Булгакова, - "Роковые яйца", "Дни Турбинных", "Бег", "Зойкина квартира", "Белая гвардия".

    Произведения мастера, как и Булгакова, оказались под запретом как нечто опасное. Более того - самого мастера решили уничтожить. А художник, так далекий от житейских забот, в реальности к этому не готов. Его угнетают ненависть, злоба. Мастер отчаялся, и, в принципе, это естественно, ведь он Творец и для борьбы не создан. Неприспособленность и слабость не дают ему возможности бороться, поэтому он, ощутив свою ненужность, приходит по собственной воле в клинику для душевнобольных. Вправе ли мы осуждать мастера за слабость? Скорее всего, такого права у нас нет и не быть может. Неизвестно, как мы сами поступили бы в такой ситуации.

    "У меня больше нет никаких мечтаний и вдохновения тоже нет, - говорит герой Воланду, - ничто меня вокруг не интересует, кроме нее, меня сломали, мне скучно, и я хочу в подвал". Мастеру стало ненавистно даже любимое его детище - роман о Понтии Пилате.

    В итоге, на высшем суде, мастер удостаивается не света, а лишь покоя: "Он не заслужил света, он заслужил покой, - печальным голосом говорил Левий". Почему же мастеру, единственному в Москве человеку, избравшему верный творческий путь, нет места "в свете"? Ведь он лучше многих: во сто крат талантливее, правдивее, добрее. Скорее всего, суд над ним происходит по самым высшим меркам. В вину мастера ставятся инертность, пассивность, слабость. Так получается, что Маргарита, его возлюбленная, хоть и женщина, но сильнее мастера: она делает осознанный выбор в пользу любви, сопряженной с опасностями, материальным неблагополучием, и оставляет роскошный особняк, обеспеченного мужа. Ради любимого Маргарита становится ведьмой - чтобы быть с ним, чтобы отомстить его обидчикам. Мастер же сдается без борьбы. Хотя трудно бороться с системой.

    И все таки, после встречи с Воландом, автор дает шанс герою завершить дело своей жизни словами: "Свободен! Свободен! Он ждет тебя!" Там, где окажется мастер, не будет непонимания, зависти, зла, будет только Покой, Свет, Творчество, любимый роман и любимая женщина - Маргарита.
Знаете ответ на вопрос?
Не уверены в ответе?
Правильный ответ на вопрос 👍 «Тема и судьба художника в романе "Мастер и Маргарита" ...» по предмету 📗 Литература. Развернутая система поиска нашего сайта обязательно приведёт вас к нужной информации. Как вариант - оцените ответы на похожие вопросы. Но если вдруг и это не помогло - задавайте свой вопрос знающим оппонентам, которые быстро дадут на него ответ!
Искать готовые ответы