Задать вопрос
19 ноября, 04:16

Поиски пути в рассказе Чехова "Крыжовник"

+3
Ответы (1)
  1. 19 ноября, 05:23
    0
    Действительно, пошлость и мещанство жизни людей - вот чем наполнены рассказы Чехова (в основном сатирические, а не юмористические), вот против чего он восстает и что обличает в своих произведениях "Крыжовник", "Ионыч", "Душечка", "Человек в футляре", "Палат № 6″ и многих других.

    А знаем ли мы, что такое пошлость, мещанство, мещанский образ жизни? В словаре пошлостью называется все низкое в нравственном отношении, то есть деградировавшее, а мещанами - людей с мелкими, сугубо личными интересами, с узким кругозором и неразвитым вкусом.

    Такое понимание пошлости и мещанства мы видим прежде всего рассказе „Ионыч", в котором знакомимся с Дмитрием Старцевым, врачом, назначенным в уездную земскую больницу. В начале рассказа это хороший врач, прекрасно выполняющий свои обязанности: год он проводит в „трудах и одиночестве". Молодой, целеустремленный, мечтательный, с высокими идеалами - таким нам рисуется главный герой. Он терпеть не может „картежников, алкоголиков, крикунов" - обывателей города, которые долгое время раздражали Старцева „своими разговорами, взглядами на жизнь и даже своим видом". Доктор не вписывается в эту общую массу. Он другой. „Где же пошлость и мещанство? Что обличает Чехов в этом рассказе?" - спросите вы.

    В рассказе"Крыжовник" деградация героя показана почти с самого начала произведения. Тоска, незанятость, ощущение пустот жизни и одиночества привели к тому, что наш герой - Николай Чимша-Гималайский - решил купить усадебку и посадить там крыжовник. И эта мечта, а позже - навязчивая идея, заставляет нашего героя жить впроголодь. Круг интересов этого героя замкнулся на одном - на покупке дома: "Он чертит план своего имения, и всякий раз у него на плане выходило одно и то же: а) барский дом, б) людская, в) огород, г) крыжовник". Можно даже сказать, что главное его устремление - не покупка дома, а наличие крыжовника, своего крыжовника.

    И вот мечта Гималайского сбылась, и нашему новоиспеченному барину уже и нужно только, чтобы его называли "ваше высокоблагородие" и кормили досыта. А самое главное, чтоб под рукой всегда был кислый твердый крыжовник с собственного огорода.

    "Вот так и становятся мещанами!" - думаем мы. Одна мечта, стремление к ее исполнению сделали жизнь нашего героя настолько скудной, что он "опустился" нравственно, морально. И мы не рады за него, а, скорее, презираем. Высокая цель, желание, мечта должны не способствовать деградации человеческой души, а наоборот, делать ее возвышеннее, целеустремленнее, благороднее. А тут - пошлость и ограниченность, замкнутость на личном интересе.

    Как же схожи образы Чимши-Гималайского и Оленьки из рассказа Чехова "Душечка"! Только если в рассказе "Крыжовник" звучит яркая и обличительная насмешка, ирония, то в рассказе "Душечка" мы чувствуем другое (иное) отношение автора к героине, его ироническое и, в то же время, презрительное отношение к ней.

    Да, Душечка тоже зациклена на одном интересе, да, она ограничена и замкнута. Чем? В чем? Почему? Своим стремлением обязательно кого-то любить. Сначала это был антрепренер Кукин, затем - управляющий лесным складом Василий Андреевич Пустовалов, потом - ветеринар, после побега которого "сама Олечка постарела, подурнела ..."

    Но самое главное - у героини не было своего мнения, и это - самое страшное. Душечка настолько была ограничена, что могла выражать только чье-то мнение, а своего не имела. У героини не было своей жизни, своих взглядов, а была лишь душа, которая потом полностью была отдана другим людям. Главным для нее было заботиться о ком-то, выражая чье-то мнение, соглашаться с ним. Как такового, человека Оленьки, дочери отставного коллежского асессора Племянникова, не было.

    В рассказе, думается, показаны не постепенное оскудение души героини, не ее нравственная деградация. Автор обратил внимание на самое страшное, что может быть, - отсутствие как души как таковой, отсутствие, как такового, своего мнения, отсутствие настоящего человека.

    Из рассказа в рассказ Чехов смело и безбоязненно рисует то, что его окружает. Рисует страшное в ярких иронических красках, скрывая за этим свою боль и обиду, презрение к пошлости и мещанству человеческой жизни, а самое главное - человеческой души.

    И мы с ужасом взираем вокруг себя и понимаем: пошлость и мещанство никогда не изживут себя, они часть этого мира, они - его порождение. И пока сама наша жизнь, действительность не перестанет "рождать" ограниченных и безнравственных людей, одной из основных тем русского литературы будет тема: "пошлость пошлого человека".
Знаете ответ на вопрос?
Не уверены в ответе?
Правильный ответ на вопрос 👍 «Поиски пути в рассказе Чехова "Крыжовник" ...» по предмету 📗 Литература. Развернутая система поиска нашего сайта обязательно приведёт вас к нужной информации. Как вариант - оцените ответы на похожие вопросы. Но если вдруг и это не помогло - задавайте свой вопрос знающим оппонентам, которые быстро дадут на него ответ!
Искать готовые ответы
Похожие вопросы по литературе
1 Кем был Егор Михайлович Чехов? (это дедушка А. П. Чехова) 2 Чем занимался отец А. П. Чехова? 3 Каковы доходы семьи Чехова? 4 Как складывались отношения в их семье? 5 Какие места в Таганроге до сих пор связаны с именем Чехова?
Ответы (1)
Ответить на вопросы по рассказам А. П. Чехова: 1. Какие человеческие пороки обличаются в сатирических рассказах А. П. Чехова? 2. Почему А. П. Чехова называют мастером художественной детали? 3. Каким предстаёт "маленький человек" в произведениях А. П.
Ответы (1)
1) проблема футлярной жизни в рассказе о любви чехова 2) о каком футляре идет речь рассказе крыжовник?
Ответы (1)
Как идёт жизнь Николая Ивановича в рассказе Чехова"Крыжовник"
Ответы (1)
Не поднимается в рассказе "Крыжовник" А. П. Чехова следующая проблема А) взаимоотношений человека и природы Б) деградации личности В) личной ответственности за происходящее в мире Г) русской интеллигенции
Ответы (1)