Задать вопрос
5 ноября, 09:20

Какие философские проблемы раскрываются в оде Державина "Бог"

+5
Ответы (1)
  1. 5 ноября, 09:35
    0
    Философская ода "Бог", которая создавалась в 1780-1784 годах, определяет основы миросозерцания поэта, его представления о мироздании и человеке как составной его части.

    Ко времени создания этого своеобразного поэтического манифеста Державину было уже 41 год. Прожитая жизнь и многолетний опыт творчества послужили ему опорой для создания этого важнейшего его произведения. Даже если собрать все, что сказано в мировой поэзии о Боге, эта ода будет заметной, если не лучшей. Безусловно, создавая свою оду, Державин опирался на богатый опыт мировой литературы, особенно на библейские псалмы Давида. Но в его произведении отразились и традиции отечественной литературы, осмысливающей философские проблемы, - это были духовные оды Ломоносова "Вечернее" и "Утреннее размышление о Божьем величестве".

    Державинская ода выглядит особенно оригинальной как по мысли, так и по форме. Ведь мысль, чувство, воображение поэта обращены не только к Божьему миру, но и вглубь души:

    Но ты во мне сияешь

    Величеством твоих доброт;

    Во мне себя изображаешь,

    Как солнце в малой капле вод.

    В оде Державина человек оказывается противоречив по своей природе: он не только "умом повелевает громам", но и "телом истлевает в прахе"; он не только "царь" и "Бог", но также "червь" и "раб".

    Державин готов принять Бога и Человека в их естественной данности, где соединено материальное и духовное, временное и вечное, высокое и низкое, индивидуальное и всеобщее:

    Твое созданье я, Создатель!

    Твоей премудрости я тварь,

    Источник жизни, благ податель,

    Душа души моей и царь!

    Твоей то правде нужно было,

    Чтоб смертну бездну преходило

    Мое бессмертно бытие;

    Чтоб дух мой в смертность облачился

    И чтоб чрез смерть я возвратился,

    Отец! - в бессмертие твое.

    Державин не разгадывает тайну такого соединения - он ее обнаруживает опытом и воображением, осознает мыслью и чувствует сердцем. Вот почему он не просто изливает стихами религиозный восторг не просто философствует, а "в сердечной простоте беседует о Боге".

    И оказывается, что, если собрать в душе все, что мы уже знаем о Боге и о себе, этого достаточно для ответа на важнейшие вопросы жизни. Материальное, временное, ничтожное - лишь форма проявления великого, вечного и духовного. Таков Бог - таков и человек, отражающий Бога в себе, "как солнце в малой капле вод". А потому так высока должна быть и самооценка человека, и его требования к самому себе.

    Оду "Бог" Державин считал самым высоким своим созданием. Она произвела ошеломляющее впечатление на современников: впервые в русской поэзии бесконечный духовный мир простого смертного выразился столь грандиозно и столь задушевно-пронзительно. Эти стихи воспевали "божие величество" в человеке. В их основании лежит мысль слишком гордая, чтобы не быть кощунственной. Неслучайно ода "Бог" вызвала протесты церковников. Без лиц, в трех лицах божества, Державин пояснял: "Автор, кроме богословского православной нашей веры понятия, разумел тут три лица метафизические, т. е. : бесконечное пространство, беспрерывную жизнь в движении вещества и неокончаемое течение времени, которое бог в себе совмещает".
Знаете ответ на вопрос?
Не уверены в ответе?
Правильный ответ на вопрос 👍 «Какие философские проблемы раскрываются в оде Державина "Бог" ...» по предмету 📗 Литература. Развернутая система поиска нашего сайта обязательно приведёт вас к нужной информации. Как вариант - оцените ответы на похожие вопросы. Но если вдруг и это не помогло - задавайте свой вопрос знающим оппонентам, которые быстро дадут на него ответ!
Искать готовые ответы