Задать вопрос
26 декабря, 03:37

Какие средства художественной выразительности использует М. Ю. Лермонтов, изображая Калашникова?

+1
Ответы (1)
  1. 26 декабря, 04:04
    0
    Михаил Юрьевич Лермонтов - это яркий и самобытный поэт, который создал галерею незабываемых характеров: смелых и порывистых, гордых и непреклонных, прочитав о которых надолго их запоминаешь. Такими героями являются персонажи произведения М. Ю. Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова": сильный и неукротимый Кирибеевич, гордый и мужественный купец Калашников, верная и любящая Алена Дмитриевна.

    Одна из важнейших характеристик героев "Песни про купца Калашникова" - их принадлежность к некой общности, которую сами персонажи ощущают как основную составляющую своей личности. И Алена Дмитриевна, и Степан Парамонович, и его младшие братья принимают оскорбление Кирибеевича прежде всего как оскорбление своего рода, чистого имени Калашниковых. Сила купца Степана Парамоновича не в богатстве, а в его твердой уверенности, что он не одинок. Он из рода Калашниковых, это имя готовы защищать, жертвуя жизнью, и его братья.

    Каждый человек должен отвечать не только перед собой, но и перед предками и потомками за каждый свой шаг. Это сознание наполняет человека силой, могуществом и бесстрашием. Опричник Кирибеевич тоже ощущает свою принадлежность к определенному клану. Но это не семья, хотя он принадлежит к знаменитому роду:

    А из роду ты ведь Скуратовых

    И семьею вскормлен Малютиной ...

    Имя Малюты Скуратова наводило ужас на весь народ. Кирибеевич - царский опричник, приближенный государя, один из воинов его личного войска. Опричнина пользовалась с благословения Ивана Грозного безнаказанностью. В этом и состояла сила Кирибеевича. Он ощущал за своей спиной поддержку всей опричнины и самого царя.

    Столкновение Кирибеевича и Калашникова выходит за рамки личного дела. Готовясь отомстить обидчику, Степан Парамонович вступает в открытый бой с государем, так как борется против его воли, против вседозволенности, дарованной им своей дружине. Купец Калашников борется за свое честное имя справедливо. Он не может отомстить обидчику иначе, как в открытом бою, в личном поединке. В этом успех его нравственной победы. Против неправедности, обмана и бесчестья он не позволит себе бороться этими же средствами. Он не осквернит имени Калашникова тайной местью.

    Царь живет по собственным законам: хочу - казню, хочу - милую. Обещав перед всем народом праведный суд за бой, он без тени колебаний нарушает эту клятву:

    Кто побьет кого, того царь наградит,

    А кто будет побит, тому Бог простит ...

    Царь и опричнина живут по своим законам, а Калашниковы - по законам общим, нравственным законам народа, согласно которым честь всегда дороже жизни. Исход битвы решило моральное превосходство Калашникова:

    И услышав то, Кирибеевич

    Побледнел в лице, как осенний снег:

    Бойки очи его затуманились,

    Между сильных плеч пробежал мороз,

    На раскрытых устах слово замерло.

    Главным нравственным законом русского народа всегда было святое убеждение: "Не в силе Бог, но в правде". Лермонтова бесконечно привлекает нравственная красота героев. Он восхищается Аленой Дмитриевной, для которой позор имени страшней личной обиды, суд любимого мужа превыше всего:

    Государь ты мой, красно солнышко,

    Иль убей ты меня, или выслушай!

    Твои речи - будто острый нож;

    От них сердце разрывается.

    Не боюся смерти лютыя,

    Не боюся я людской молвы,

    А боюся твоей немилости ...

    Ты не дай меня, свою верную жену,

    Злым охульникам в поругание ...

    Автор любуется и самим Степаном Парамоновичем, готовым насмерть биться "за святую правду матушку", и бесстрашной верностью его братьев:

    Ты наш старший брат, нам второй отец;

    Делай сам, как знаешь, как ведаешь,

    А уж мы тебя, родного, не выдадим.

    Вот они, истинные русские характеры. Лиц не видно только в толпе, народ же начинается с индивидуальности каждого человека, с чувства личной ответственности и перед своей совестью, и перед семьей, и перед людьми.

    В "Песне про купца Калашникова" меня привлекают не только характеры, правдиво воссозданные автором, но и весь строй произведения: язык, ритмичность, особый звуковой ряд.

    Похожие сочинения:

    Лермонтов и Печорин. Автор и герой Образ Печорина (по роману Лермонтова "Герой нашего времени") Пейзаж в лирике Лермонтова

    Еще сочинения:

    Выразительные средства в стихотворениях М. Ю. Лермонтова "Тучи", "Утес", "На севере диком ..." На чьей стороне правда в "Песне про царя ..." М. Ю. Лермонтова

    Рекомендуем:

    Быт и нравы Москвы XV в. в "Песне про царя ..." М. Ю. Лермонтова Фольклорные традиции в "Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" М. Ю. Лермонтова

    мцыри") "> предыдущая страница
Знаете ответ на вопрос?
Не уверены в ответе?
Правильный ответ на вопрос 👍 «Какие средства художественной выразительности использует М. Ю. Лермонтов, изображая Калашникова? ...» по предмету 📗 Литература. Развернутая система поиска нашего сайта обязательно приведёт вас к нужной информации. Как вариант - оцените ответы на похожие вопросы. Но если вдруг и это не помогло - задавайте свой вопрос знающим оппонентам, которые быстро дадут на него ответ!
Искать готовые ответы