Задать вопрос
19 мая, 06:19

Докажите что последовательнось глав в мертвых душах логична!

+3
Ответы (1)
  1. 19 мая, 06:59
    0
    Как известно, помещики следуют у Гоголя в следующем порядке: Манилов, Коробочка, Ноздрев, Собакевич, Плюшкин. Среди многочисленных истолкований смыслового принципа, определяющего такое расположение глав в первом томе поэмы выделяются следующие.

    1. Первое и самое распространенное: "Посещение помещиков - стадии падения в грязь; поместья - круги дантова ада; владетель каждого - более мертв, чем предыдущий; последний, Плюшкин, - мертвец мертвецов". (Андрей Белый). Казалось бы, образы помещиков расположены по принципу "прогрессирующей отчужденности от человечества" Подобные утверждения получили широкое распространение, особенно в околонаучной сфере. При этом часто ссылаются на слова Гоголя из "Четырех писем к разным лицам по поводу "Мертвых душ" " (письмо 3-е) : "Один за другим следуют у меня герои один пошлее другого"

    2. Однако этот принцип вызывает законное недоумение. Действительно ли Коробочка "более мертва", чем Манилов, Ноздрев "более мертв", чем Манилов и Коробочка, Собакевич мертвее Манилова, Коробочки и Ноздрева? Если под "мертвенностью" подразумевать общественный вред, приносимый помещиком, то и тут кто вреднее: хозяйственный Собакевич, у которого "избы мужиков ... срублены были на диво", или же Манилов, у которого "хозяйство шло как-то само собою". А ведь Собакевич следует после Манилова. А слова Гоголя из "Четырех писем" характеризуют лишь общую установку "Мертвых душ", и их буквальное понимание неоправданно.

    Получается, что Манилов не только не живее последующих помещиков, но, скорее, мертвее их. И, напротив, замыкающий ряд Плюшкин в некотором смысле живее своих предшественников (по крайней мере потенциально), и только он способен к душевному и духовному воскресению.

    Обратим внимание: у всех помещиков до Плюшкина нет прошлого. Плюшкин - иное дело. Этот характер представлен в динамике. Знакомясь с Плюшкиным, мы впервые ясно видим, что он мог быть и другим человеком. Этот персонаж впервые отчетливо ставит проблему человеческой свободы, выбор пути. Из всех героев первого тома Гоголь (насколько можно судить по сохранившимся данным) намеревался провести к возрождению не только Чичикова, но и Плюшкина.

    3. Есть и другие соображения о принципах расположения "помещичьих" глав. Так, возможно, что последовательность глав определяется принципом антитетического чередования двух начал: мечтательности и идеализма в сочетании с долей актерства, желанием произвести впечатление (Манилов и Ноздрев) и голого практицизма (Коробочка и Собакевич). Плюшкин, в характере которого проявляется и бескорыстная симпатия к заезжему гостю, и скаредность, олицетворяет синтез двух этих начал. Такая конструкция отличается симметричностью: "по краям" ее находятся образы двух персонажей, "договариваться с которыми было Чичикову проще всего"; в центре - образ Ноздрева, сделка с которым вообще не состоялась.

    В любом случае представление о расположении "портретов" в галерее помещиков в порядке возрастающего омертвения или невозможности исправления, является несомненным упрощением и неверно.
Знаете ответ на вопрос?
Не уверены в ответе?
Правильный ответ на вопрос 👍 «Докажите что последовательнось глав в мертвых душах логична! ...» по предмету 📗 Литература. Развернутая система поиска нашего сайта обязательно приведёт вас к нужной информации. Как вариант - оцените ответы на похожие вопросы. Но если вдруг и это не помогло - задавайте свой вопрос знающим оппонентам, которые быстро дадут на него ответ!
Искать готовые ответы