Задать вопрос
30 ноября, 08:28

Какие особенности житийной литературы отразились в "Житии Сергия Радонежского"? Чем в этом отношении отличается "Житие" Аввакума?

+3
Ответы (1)
  1. 30 ноября, 09:54
    0
    Второе южнославянское влияние

    (конец 14 - начало 15 веков) содействует развитию в русской агиографии

    витийственно-риторического стиля - "плетения словес", в результате чего

    возрастает эмоциональность и психологизм повествования. Появляется

    группа видных агиографов: митрополит Киприан, который перерабатывает

    житие митрополита Петра, Епифаний Премудрый (житие Сергия Радонежского,

    Стефана Пермского), серб Пахомий Логофет (житие Кирилла Белозерского и

    др.). В эпоху укрепления централизованного русского государства (16 в.)

    агиография становится на службу идеологическим задачам правительства.

    Осуществляя политику Ивана Грозного в области духовной жизни, митрополит

    Макарий сильно расширяет сонм русских святых и руководит составлением

    их житий, которые объединяются в Великих Четьих Минеях (12 огромных

    томов), включающих почти все обращавшееся на Руси наследие переводной и

    оригинальной агиографии, заново переработанное и риторически

    украшенное. В 17 века составляются собрания Четьих Миней Германа

    Тулупова (1627-1632), Иоанна Милютина (1646-1654) и Димитрия Ростовского

    (изд. 1689-1705). В 15-17 веках создается особенно большое число новых

    житий, посвященных монахам русского Севера и отразивших колонизационную

    роль монастырей, их борьбу за землю с крестьянством. В агиографический

    стиль все более вносятся черты реальной жизни. Ж. постепенно сближаются с

    бытовой повестью (житие Юлиании Лазаревской). Во второй половине 17 -

    начале 18 веков создаются новые Ж., посвященные представителям

    антифеодального религиозного движения - раскола. Героями их становятся

    противники государственной церкви, проклятые ею и гонимые царской

    властью (жития Ивана Неронова, Морозовой, Кирилла Выгорецкого и др.).

    Это направление агиографии тяготеет к изображению народного быта и

    отличается "просторечием". Жанр биографии святого перерастает в жанр

    поучительно-полемичекой автобиографии "апостолов" раскола (жития

    Аввакума, Епифания).

    На протяжении всего феодального периода Ж.

    служили (а иногда служат доныне) целям церковной и политической

    пропаганды. Они были одним из основных видов чтения и литературного

    творчества средневековья. В научном отношении Ж. имеют значение как

    исторический и историко-культурный источник, как развитой литературный

    жанр, отражавший различные общественные идеи и эстетические

    представления своего времени. Сюжеты житий неоднократно перерабатывались

    писателями нового времени, например: "Легенда" А. И. Герцена (1835; в

    основу положено "Житие преподобной Феодоры"), "Иоанн Дамаскин" А. К.

    Толстого (1859), отдельные мотивы в сочинениях Н. С. Лескова, Ф. М.

    Достоевского, Л. Н. Толстого и др.
Знаете ответ на вопрос?
Не уверены в ответе?
Правильный ответ на вопрос 👍 «Какие особенности житийной литературы отразились в "Житии Сергия Радонежского"? Чем в этом отношении отличается "Житие" Аввакума? ...» по предмету 📗 Литература. Развернутая система поиска нашего сайта обязательно приведёт вас к нужной информации. Как вариант - оцените ответы на похожие вопросы. Но если вдруг и это не помогло - задавайте свой вопрос знающим оппонентам, которые быстро дадут на него ответ!
Искать готовые ответы