Задать вопрос
22 января, 04:46

Поэма и поэзия в лирике державина, сочинение

+2
Ответы (1)
  1. 22 января, 08:33
    0
    1. Продолжение традиций в творчестве Державина.

    2. Новаторство поэта: человек в русской поэзии.

    3. Природа Державина.

    4. Проза поэта.

    5. Державинская философия.

    6. Игровое начало в поэзии Державина.

    Творчество Гавриила Романовича Державина неразрывно связано с историей и судьбой России. Его собственная судьба и трудовая карьера были насыщенными. Он был солдатом, секретарем императрицы, президентом коммерц - коллегии, вторым министром государственного казначейства и министром юстиции. Но неизменным и любимым делом для Державина стала поэзия.

    В раннем поэтическом творчестве Державина чувствовались русские традиции, он подражал Ломоносову, Сумарокову. Гавриил Романович посвятил оду Ломоносову "К портрету Михайло Васильевича Ломоносова":

    Се Пиндар, Цицерон, Вергилий - слава россов,

    Неподражаемый, бессмертный Ломоносов,

    В восторгах он своих, где лишь черкнул пером,

    От пламенных картин поныне слышен гром.

    В его одах всего лишь несколько фраз. Но в этих нескольких фразах поэт четко выражал свои отношения к герою, их достоинства и недостатки. Вот, например, ода, посвященная Кантемиру:

    Старинный слог его достоинств не умалит.

    Порок, не подходи! - Сей взор тебя ужалит.

    ("Князю Кантемиру, сочинителю сатир").

    В оде "На гром вельможе и герою" Державин изобразил пример ничтожества мирского и царского режима:

    В сем мавзолее погребен

    Пример сияния людского,

    Пример ничтожества мирского -

    Герой и тлен.

    Усваивая традицию и преодолевая ее, Державин стремился к поэтическим открытиям. Первым из русских поэтов он стал писать о человеке. Не о человеке вообще, а о личности, индивидууме, в том числе и о себе самом. Этот "новый человек" был сведен Державиным с высот одиночества на землю. У него, "нового человека", были собственные привычки и пристрастия, чувства и мысли, неповторимые жесты. Он жил не в условном мире, а в конкретном и осязаемом. Называя вещи, предметы, Державин впервые заново открывал их:

    Шекснинская стерлядь золотая,

    Каймак и борщ уже стоят;

    В графинах вина, пунш, блистая

    То льдом, то искрами манят;

    С курильниц благовонья льются,

    Плоды среди корзин смеются ...

    ("Приглашение к обеду").

    Новыми красками заиграла у Державина и природа. Он увидел ее неисчерпаемость, с трепетом наблюдал ее изменчивость, ее живую душу. Он стал живописцем в поэзии:

    На темно-голубом эфире

    Златая плавала луна;

    В серебряной своей порфире.

    Блистаючи с высот, она

    Сквозь окна дом мой освещала

    И палевым своим лучом

    Златые стекла рисовала

    На лаковом полу моем.

    ("Видение Мурзы").

    Творческому перу Державина принадлежит и проза. Это произведение "Объяснение" к своим стихам и "Записки". В "Объяснении" он подробно рассказывал о своей жизни, обо всем том, что было связано с его стихами. В "Записках" Державин продолжил говорить о себе, что-то объяснять самому себе, в чем-то оправдываться перед собою и потомками. "Объяснения" и "Записки" являются бесценным материалом для истории Литературы. Они раскрывают эпоху, в которой жил поэт, его биографию. А деятельность, судьба, история России и стихи Державина - единое целое, неделимое по своей сути. "Записки" характеризовались серьезностью, "Объяснения", по мнению самого Державина, стали прозаическим подкреплением, "забавным слогом" его стихов, отличались игривостью.

    В своих же стихах Державин последовательно связывал свою поэзию с определенными лицами, с чувственными, осязательными проявлениями бытия. Внутренний мир у поэта представал как громадное обобщение, многозначное, емкое и вневременное:

    Сгорая стихотворства страстью,

    К тебе я прихожу, ручей:

    Завидую пиита счастью,

    Вкусившего воды твоей ...

    ("Ключ").

    В общефилософские формулы о жизни и смерти, открытые задолго до него, Державин вложил конкретное содержание, проникнутое глубоким личным чувством, сильным и ярким индивидуальным переживанием:

    ... Оставил ты сей жизни брег,

    К брегам ты мертвых удалился ...

    ("На смерть князя Мещерского").

    В своих стихах Державин говорит об истине и пророке, о добре и зле, посмеивался над вельможами и царями, над собою, над счастьем, удачей и над самою смертью. Поэт, впервые в истории русской поэзии представляет смерть как составную часть жизни, ни на минуту не останавливающей и не замедляющей свой ход:

    И смерть, как гостью, ожидает.

    Крутя, задумавшись, усы ...

    Здесь Державин соединил ожидание смерти с таким делом, как кручение усов. В смерти у поэта есть что-то домашнее: она у него гостья. И в ожидании мало торжественного.
Знаете ответ на вопрос?
Не уверены в ответе?
Правильный ответ на вопрос 👍 «Поэма и поэзия в лирике державина, сочинение ...» по предмету 📗 Литература. Развернутая система поиска нашего сайта обязательно приведёт вас к нужной информации. Как вариант - оцените ответы на похожие вопросы. Но если вдруг и это не помогло - задавайте свой вопрос знающим оппонентам, которые быстро дадут на него ответ!
Искать готовые ответы