Задать вопрос
18 сентября, 10:43

Как в лирике фета раскрывается связь человека и природы

+1
Ответы (1)
  1. 18 сентября, 11:40
    0
    Творчество Фета знаменует новый этап в развитии русской поэзии.

    Хотелось бы назвать основные темы лирики Фета:

    1. Греза чувств - это стихи, где чувства не созревает до ясности, и поэт не хочет до нее довести. ("Шепот, робкое дыханье ...")

    2. Лирика природы. Фет чувствовал единство природы и человека, оно обусловлено божественной сущностью ("Уснуло озеро")

    3. Мотивы любви. Фет не показывает героиню, как неповторимую личность. Его интересуют лишь переживания ("Сияла ночь. Луной был полон сад ...")

    4. Осмысление бытия и о творчестве (философской лирика). Фет поэт - импрессионист, поэт остановленных мгновений.

    В основе фетовской поэтики - особая философия, выражающая зримые и незримые связи человека и природы (цикл "Весна", "Лето", "Осень", "Снега", "Гадания", "Вечера и ночи", "Море"). Описывая природу, поэт передает самые тонкие, почти неуловимые оттенки эмоциональных состояний лирического героя. В этих стихах "жизнь души" обретает полноту и смысл в соприкосновении с природой, а природа обретает свое подлинное бытие в соприкосновении с живой душой, преломившись через "магический кристалл" человеческого восприятия.

    Фетовский лирический герой не желает знать страданий и скорби, думать о смерти, видеть социальное зло. Он живет в своем гармоничном и светлом мире, созданном из волнующих своей красотой и бесконечно разнообразных картин природы, утонченных переживаний и эстетических потрясений. Он стремится слиться с запредельным. Только жизнь в запредельном дает ему возможность пережить состояние абсолютной свободы. Но это запредельное человека ведет природа. Растворяясь в природном мире, погружаясь в самые таинственные ее глубины, герой Фета обретает способность видеть прекрасную душу природы. Самый счастливый миг для него - ощущение полного слияния с природой:

    Целый день спят ночные цветы,

    Но лишь солнце за рощу зайдет,

    Раскрываются тихо листы,

    И я слышу, как сердце цветет.

    Цветение сердца - символ духовного соединения с природой (причем такого соединения, которое происходит, как эстетическое переживание). Чем сильнее захватывает человека эстетическое переживание природы, тем дальше он уходит от реальности. Такое раздвоение и есть художественное проявление романтического "двоемирия". Человек начинает говорить на прекрасном языке природы:

    Но безмолвствует, пышно чиста,

    Молодая владычица сада:

    Только песне нужна красота,

    Красоте же и песен не надо.

    В известном стихотворении "Шепот, робкое дыханье ..." состояние человека развивается параллельно состоянию природы:

    Шепот, робкое дыханье,

    Трели соловья,

    Серебро и колыханье

    Сонного ручья ...

    В стихотворении нет ни одного глагола, и все-таки оно наполнено движением. Отрывочные образы (жизнь сердца, жизнь природы) складываются, как стеклышки мозаики, в единую картину:

    Свет ночной, ночные тени,

    Тени без конца,

    Ряд волшебных изменений

    Милого лица ...

    Фет не описывает целостную картину, а дает несколько точных мазков, с тем чтобы "смешение красок" в единый "тон" произошло в воображении читателя. Здесь хорошо просматривается импрессионизм в лирике Фета (Фет - поэт остановленных мгновений). Фет изображает не столько предметы, явления, сколько оттенки, тени, неопределенные эмоции. Любовная и пейзажная лирика сливаются в одно целое. Ключевые образы лирики Фета - "роза" и "соловей". "Пурпур розы" в финале переходит в торжествующую "зарю". Это символ света любви, восхода новой жизни - высшее выражение душевного подъема.

    В стихотворении "Сияла ночь. Луной был полон сад ..." соединены две основные темы Фета: любовь и искусство (музыка) - самое прекрасное в человеческой жизни. Звуковые повторы усиливают воздействие фетовского образа. Аллитерация (н - л) создает звуковой образ, подчеркивает образ живописный.

    Сияла ночь.

    Луной был полон сад. Лежали

    Лучи у наших ног в гостиной без огней.

    Стихотворение можно сравнить с пушкинским "Я помню чудное мгновение ...". Так же как и у Пушкина, в фетовском произведении две основные части: говорится о первой встрече с героиней и о второй. Правда, у Фета вторая встреча могла и не быть реальной, а только сильным и живым воспоминанием. Годы, прошедшие после первой встречи, были днями одиночества и тоски: "И много лет прошло томительных и скучных". Последние четыре строки - это смысловое, музыкальное завершение стихотворения. У Фета финал очень значим. Выражается сила истинной любви и истинного искусства, которые поднимают его над временем и смертью:

    А жизни нет конца, и цели нет иной,

    Как только веровать в рыдающие звуки,

    Тебя любить, обнять и плакать над тобой!

    Фета называют певцом красоты. Он любил и умел ценить музыку, природу, красивых людей. В его имении был удивительный розарий, дом утопал в цветах. Даже будучи старым, он писал о звездах, розах, "трелях соловья".
Знаете ответ на вопрос?
Не уверены в ответе?
Правильный ответ на вопрос 👍 «Как в лирике фета раскрывается связь человека и природы ...» по предмету 📗 Литература. Развернутая система поиска нашего сайта обязательно приведёт вас к нужной информации. Как вариант - оцените ответы на похожие вопросы. Но если вдруг и это не помогло - задавайте свой вопрос знающим оппонентам, которые быстро дадут на него ответ!
Искать готовые ответы