Задать вопрос
9 марта, 02:17

Выявить авторскую оценку образа и определить духовно-нравственное состояние Измаила (Флягина) в 20 главе повести очарованный странник

+1
Ответы (1)
  1. 9 марта, 03:36
    0
    Флягин - герой повести-очерка Н. С. Лескова "Очарованный странник" (1873). Ф. находится в ряду лесковских героев-странников, чудаков, богатырей-праведников, таких, как Ахилла Десницын ("Соборяне"), Розанов ("Некуда") и др. Образ Флягина является одним из центральных в огромной галерее "русских характеров" Лескова и олицетворяет собой "живого" русского богатыря. Сам сюжет "Очарованного странника" - это рассказ-повествование Флягина о своей жизни и судьбе.

    Флягин "моленый сын", и ему предначертано стать монахом, но другая сила - сила очарования жизни - заставляет его идти дорогами чередующихся странствий, увлечений, страданий. В ранней молодости Флягин совершает тяжкий проступок - глумится над старым и убогим монашком и доводит его до гибели. С этого начинается "одиссея" героя. Он ворует лошадей для цыган, становится нянькой у маленькой девочки, попадает в плен к татарам, затем его возвращают помещику, который велит его высечь, он становится конэсером у князя, очаровывается цыганкой Грушей, а затем сбрасывает ее, покинутую князем, по ее же просьбе, в реку, попадает в солдаты вместо другого, становится офицером и георгиевским кавалером, выходит в отставку, играет в театре и, наконец, уходит в монастырь послушником. Но и в монастыре нет ему покоя: его одолевают "бес и бесенята". Посаженный в яму, он начинает "пророчествовать" о скорой войне и, наконец, отправляется на богомолье в Соловки.

    В русле литературного процесса второй половины XIX века Ф. очень близок страннику Макару Долгорукому из романа Ф. М. Достоевского "Подросток" (1874). Мотивы духовного и физического скитальчества, войны и мира во многом заимствованы от героев "Войны и мира" (1869) Л. Н. Толстого. (Пророчествование Ф. - "егда рекут мир, нападает внезапу всегу-бительство".)

    В образе Ф, Лесков, по-видимому, развил идею Н. В. Гоголя о "богатырстве" русского человека: "В России теперь на каждом шагу можно сделаться богатырем. Всякое звание и всякое место требуют богатырства" ("Выбранные места из переписки с друзьями", 1843). Идея "вечного" странничества, как наказания за глумление над чужим несчастьем, сближает Ф. с образом Агасфера из романа "Вечный жид" (1845) французского писателя Э. Сю, с творчеством которого Лесков был подробно знаком.

    Образ Ф. имеет и глубокие фольклорно-мифологические корни. Он являет собой органический синтез Ильи Муромца, Иванушки-дурачка и Одиссея. Сам Лесков описывает его как "типического, простодушного русского богатыря, напоминающего Илью Муромца". "Очарованность" Ф. напоминает очарованность Иванушки-дурачка, который на предложение "проси, чего хочешь" просит гармонь, на которой и играть-то не умеет. История с татарским пленом Ф. во многом сравнима с мытарствами Одиссея. Так же как Одиссей стремился вернуться на Итаку, Ф. пытается вернуться обратно к людям "своей веры", в свой "духовный дом".

    Приход Ф. к религии, его уход в монастырь после всех перипетий, а также эпитет "очарованный" (т. е. "околдованный") заставляют вспомнить и о другом герое классической литературы древности - Луции, герое "Метаморфоз" Апулея. И здесь в образе Ф. просматриваются корни платоновской философии души, очарованной воспоминаниями о прекрасном "занебесье" и едущей в колеснице, запряженной черным и белым конем. (Ф. - конэсер, знаток и укротитель коней.) Образ Ф. становится своего рода первой русской интерпретацией "платоновской души". По-разному относятся исследователи образа Ф. и к его "очарованности", различая в ней "душевную, небесную" компоненту и "телесную, земную" : "Божественная душа человека прикована злом к земному миру, к грешному телу, вследствие этого она очарована. Она может быть спасена, если только снова найдет дорогу на свою небесную родину. Однако этот путь идет через все земные страдания. Расколдовывание (разочарование) - это душевное очищение человека" (М. Л. Ресслер).
Знаете ответ на вопрос?
Не уверены в ответе?
Правильный ответ на вопрос 👍 «Выявить авторскую оценку образа и определить духовно-нравственное состояние Измаила (Флягина) в 20 главе повести очарованный странник ...» по предмету 📗 Литература. Развернутая система поиска нашего сайта обязательно приведёт вас к нужной информации. Как вариант - оцените ответы на похожие вопросы. Но если вдруг и это не помогло - задавайте свой вопрос знающим оппонентам, которые быстро дадут на него ответ!
Искать готовые ответы
Похожие вопросы по литературе
Повесть Лескова"Очарованные странник". Побег из татарского плена (глава девятая). 1. Озаглавить фрагмент. 2. Выделить основные черты характера героя и подтвердить свои суждения текстом. 3. Определить духовно-нравственное состояние героя. 4.
Ответы (1)
Назовите произведения, в которых мотив странствий играет важную роль в организации сюжета: А) "Гроза", "Очарованный странник" Б) "Очарованный странник", "Кому на Руси жить хорошо" В) "Кому на Руси жить хорошо", "Человек в футляре" Г) "Гроза",
Ответы (1)
Можно ли утверждать, что в образе Ивана Флягина воплощена лесковская концепция русского национального характера? В чем она заключается? Над какими вопросами размышляет Н. С. Лесков в повести "Очарованный странник"
Ответы (1)
Одиссея ивана флягина в повести н. с. лескова очарованный странник
Ответы (1)
Образ Флягина в повести Очарованный странник
Ответы (1)