Задать вопрос
10 января, 05:50

Связь сказок А. С пушкина с фольклором

+3
Ответы (1)
  1. 10 января, 07:17
    0
    "Начало искусства слова в фольклоре", - так определил А. М. Горький органические связи литературы с фольклором. 1 Народно-поэтическое творчество вливалось в русскую литературу, русские писатели опирались на него, оно одухотворяло ее, вносило русское национальное начало, обогащая их художественное творчество сюжетами и образами, героями из народа и народно-поэтическими стилистическими приемами. Литературно-фольклорные связи основывались на глубоком интересе литературы к духовному миру народа, к проблеме народности, освоению фольклорных традиций. Литература опиралась на народное творчество, постигала его нравственные и эстетические идеалы. Фольклор является питательной средой литературы, его живительными истоками. Богатством народной поэзии стремилась обогатиться вся русская литература. Жанры и фольклорные сюжеты, выразительно-изобразительные средства вливаются в русскую литературу и придают ей национальное своеобразие. Она обнаруживает идейную и художественную близость с устной поэзией. Нет ни одного писателя, который прошел бы мимо устной народной поэзии, не отразил бы в своем творчестве фольклорных традиций и не обратился бы к фольклору. С особой глубиной народно-поэтические мотивы отразились в произведениях А. С. Пушкина. Поэт увлекался народным творчеством. "Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма, - писал он. - Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!" "Пушкин был первым русским писателем, - отмечал Горький, - который обратил внимание на народное творчество и ввел его в литературу. Он украсил народную песню и сказку блеском своего таланта, но оставил неизменным их смысл и силу".2 Народные элементы естественно входили в поэзию и прозу Пушкина, поскольку она сама была народной, глубоко проникающей в духовный мир. Пушкина пленяло народное творческое воображение, его фантазия, художественное образное мышление, стихия языка. Поэт последовал принципам фольклорной сказки. Его сказки, сложенные по образцу народных, "удерживали прелесть и свободу сказочного чуда" (В. П. Аникин), народный склад. В сказках Пушкина, как и в народных, открывался мир удивительных чудес: возникший на пустынном острове златоглавый город "с теремами и церквями", и затейливая белка, которая "песенки поет, да орешки все грызет, а орешки не простые, все скорлупки золотые", и тридцать три богатыря. В них удивительная Царевна-Лебедь, которая "днем свет божий затмевает, ночью землю освещает, месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит". Ее образ соотносится с фольклорными героинями: "а сама-то величава, выступает будто пава; а как речь-то говорит, словно реченька журчит". Фантастические чудеса народного вымысла идут у Пушкина от народной сказки. Так, образ кота-баюна из записанной Пушкиным сказки "Чудесные дети", представленный сказочной народной "формулой": "у моря-лукомория стоит дуб, а на том дубу золотые цепи, и по тем цепям ходит кот: вверх идет - сказки сказывает, вниз идет - песни поет" - входит в поэзию Пушкина как "кот ученый". Здесь присутствуют те же художественные поэтические образы, что и в народной поэзии. Сам же Пушкин в поэме "Руслан и Людмила" изображаемый им сказочный мир характеризует как мир необыкновенный, фантастический: "Там чудеса: там леший бродит, Русалка на ветвях сидит; Там на неведомых дорожках Следы невиданных зверей; Избушка там на курьих ножках Стоит без окон, без дверей".3 В его мире и колдуны, и богатыри, и царевна, и бурый волк, и ступа с Бабою Ягой, и царь Кощей. И все эти поэтические образы сказки исконно русские, национальные. Поэт подчеркивает: "Там русский дух ... там Русью пахнет!" В этом поэтическая народность пушкинских строк. Поэма "Руслан и Людмила" выдержана в народно-сказочных традициях: сказочный сюжет - похищение героини, ее поиски героем, преодоление различных препятствий, народно-традиционные сказочные чудеса, счастливый конец. Пушкин опирается на народные былинные традиции. Действие происходит, как и в былинах, в древнем Киеве, в гриднице высокой пирует Владимир - Солнце. Пир изображен также в былинной манере. Главный герой Руслан подобен былинным богатырям. Черты его гиперболизированы и героичны. Он освобождает Киев от печенегов, с которыми борется в одиночку. Поразительна и стихия народной речи, выраженная в пословицах и поговорках: "Хоть лоб широк, да мозгу мало! Я еду-еду не свищу, А как наеду, не спущу!
Знаете ответ на вопрос?
Не уверены в ответе?
Правильный ответ на вопрос 👍 «Связь сказок А. С пушкина с фольклором ...» по предмету 📗 Литература. Развернутая система поиска нашего сайта обязательно приведёт вас к нужной информации. Как вариант - оцените ответы на похожие вопросы. Но если вдруг и это не помогло - задавайте свой вопрос знающим оппонентам, которые быстро дадут на него ответ!
Искать готовые ответы