Задать вопрос
13 ноября, 04:08

Какую роль в "грозе" играет сцена с ключем?

+2
Ответы (1)
  1. 13 ноября, 05:32
    0
    В жизни людей бывают моменты, когда им предоставляется выбор пути, одного из двух; он может вести к успеху или к проблемам, или значительнее - к спасению или гибели, к раю или аду. Сказать "да" или "нет" бывает сложно противоречивой человеческой личности, но выбор все же приходится делать. В драме А. Н. Островского "Гроза" подобный выбор - переломный момент развития событий, решающий дальнейшую судьбу главной героини, Катерины Кабановой. Характер Катерины - место столкновения богобоязненности и греховных, противозаконных страстей. Она - "мужняя жена", но влюблена в другого человека; и наступает время выбора, - героине предоставляется манящая возможность совершить этот грех, встретившись с возлюбленным, переступить дозволенное с тем только условием, что об этом не узнают посторонние. Это "сцена с ключом". Дозволенное же в жизни Катерины определено Домостроем. По складу характера она сама себе судья, и закон для нее - не только закон поступков, но и закон мыслей. Одно только противоречит этому - ее разум так свободолюбив, что границы для него установить очень трудно. Она готова к мятежному побегу, когда только станет невмоготу, но - при этом ее разум чист от лжи; и Божья благодать для нее выше чего-либо иного.

    Смуту в ее душу вносит среда "темного царства", дома Кабановых. Ей тесно и душно среди насильно навязанных законов, которые здесь так тяготят ее; для нее этот дом - опостылевшая тюрьма. Здесь Домострой не становится иным, но атмосфера ограниченного существования давит на сознание Катерины она определяет свое состояние скупо, всего один раз делая вывод, в разговоре с Варварой: "Да здесь всё как будто бы из-под неволи ..." В своем стремлении вырваться из плена ее чувства находят словно бы отдушину в искренней любви к приезжему человеку и такой же жертве "темного царства", как и она сама - Борису. Катерина понимает, что это грех и нарушение правил Домостроя, но она не в силах противостоять себе ...

    "Вот погибель-то Вот она" - восклицает Катерина, стоя на пороге трагедии. Ключ от этой беды дает ей Варвара.

    Ключ этот всего лишь отпирает калитку в саду Кабановых, но, переступая через этот порог, Катерина идет на свидание с Борисом, переступает границы и законы, уставы и устои, рушит их внутри себя и - совершает грех, осознанно, но не в силах удержаться. Она поддается соблазну, следуя принципу Варвары, настаивавшей на том, что " ... делай, что хочешь, только бы шито да крыто было"

    Варвара, не имеющая устойчивых внутренних ограничений, вросла в этот темный мир невежества, и за туманом самообманов она не видит греха или не хочет видеть его Она нашла здесь себе место ей хватает ума и способностей для всякого рода мелких преступлений. "Возьми, не укусит он тебя ...", говорит она Катерине, отдавая ключ, настаивая на своем спокойно и равнодушно. Она толкает Катерину на этот поступок, противоречащий законам, не задумываясь о последствиях, не размышляя над совершаемым и тем, как воспринимает это Катерина. Варвара легко организовала встречу Катерины и Бориса, потому что привыкла к подобным "шалостям"; но "шалость" Варвары - это грех Катерины

    Эта женщина не может лгать себе; или стыд, или изобличающая мысль подсказывают ей: "Да что я говорю-то что я себя обманываю?". И стоя с ключом и не в силах принять решение, она понимает свою беззащитность перед своей слабостью: "Мне хоть умереть, да увидеть его [Бориса] ...", отбрасывает предрассудки - грех или не грех, ей уже все равно; ей становится слишком душно в неволе и нелюбви.

    Катерина берет ключ, она принимает свой грех, она берется за протест, она обрекает себя на гибель с самого начала. Она принимает свой грех, переступает через Домострой и все остальные нормы благочестия, и - идет за своей любовью. Ее можно во многом сравнить с Катериной Львовной из повести Н. Лескова "Леди Макбет Мценского уезда"; обе Катерины не задумываются в самый последний миг, и отогнав прочь сомнения, вступают в слепую борьбу с судьбой за свое счастье женщины, не каясь, не сомневаясь и решая окончательно, как решает Катя Кабанова: "Будь что будет, а я Бориса увижу!", и рвутся уже к призрачной мечте: "Ах, кабы ночь поскорее! ... ". Обеих Катерин ждет гибель в минуту эмоций и чувств, в холоде и разочаровании, в неприкаянности и отчаянии - аду души.
Знаете ответ на вопрос?
Не уверены в ответе?
Правильный ответ на вопрос 👍 «Какую роль в "грозе" играет сцена с ключем? ...» по предмету 📗 Литература. Развернутая система поиска нашего сайта обязательно приведёт вас к нужной информации. Как вариант - оцените ответы на похожие вопросы. Но если вдруг и это не помогло - задавайте свой вопрос знающим оппонентам, которые быстро дадут на него ответ!
Искать готовые ответы
Похожие вопросы по литературе
Какую роль играет диван в романе обломов какую роль играет ветка серени в романе обломов какую роль играет захар в романе обломов
Ответы (1)
Какую роль играет пейзаж в повести "Шинель"? а) играет важную роль; б) не играет особой роли.
Ответы (1)
По грозе. 1) почему островский назвал драму "гроза"? 2) какую роль для понимания идейного содержания играет пейзаж? кто любуется природой? случайно ли это? 3) борис говорит о себе : "я вольная птица", катерина о нем : "ты вольный казак". но.
Ответы (1)
1. Какова речь Дарьи в повести В. Г. Распутина "Прощание с Матёрой"? 2. Прокомментируйте ключевые сцены, раскрывающие образ Дарьи (сцена на кладбище, спор с Андреем, сцена прощания с избой) Выберите один из них и прокомментируйте.
Ответы (1)
Как характеризуют Хлестакова и городничего сцена их встречи в трактире? Почему городничий, очень не глупый по-своему человек, как говорит о нём Гоголь, не замечает испуга и жалкого вида Хлестакова? Почему эта сцена производит комическое впечатление?
Ответы (1)