Задать вопрос
26 февраля, 08:45

Сочинение на тему: "Купечество в комедии Гоголя "Ревизор"

+2
Ответы (2)
  1. 26 февраля, 10:01
    +7
    Купцам отведено в комедии очень мало места они появляются всего-навсего в двух сиенах (действие IV, явл. 10, и действие V, явл 2), произносят лишь несколько реплик, Но Гоголю этого было достаточно, чтобы показать типичные черты купцов николаевской эпохи. Важно отметить, что Гоголь один из первых в русской литературе создал образы купцов, показав их взаимоотношения с городской властью, некультурность. Купцы притесняются городничим. Поэтому, как „только услышали они о приезде какого-то петербургского начальника, они добиваются встречи с ним, чтобы подать ему свою жалобу на городничего. Мы слышим голоса купцов в IV действии еще до того момента, как они появляются на сцене (явл 9). Они просят Осипа: "Допустите, батюшка", и настоятельно объясняют, что тяжелые обстоятельства жизни вынудили их добиваться этой встречи: "Вы не можете не допустить. Мы за делом пришли".

    Еще более почтительны они к Хлестакову. Унижаясь перед ним, они с подчеркнутым уважением обращаются к нему "К твоей милости прибегаем. Прикажите, государь, просьбу принять" Следует отметить в этом обращении сочетание единственного и множественного числа и употребление эпитета "государь". Само адресование просьбы, поданной в окно и тут же прочитанной Хлестаковым, служит прекрасным показателем безграмотности, неосведомленности и крайней степени унижения челобитчиков: "Его высокоблагородному Светлости Господину Финансову". Недаром такое обращение вызвало удивление Хлестакова: "Черт знает что: и чина такого нет!" Унижение купцов хорошо оттеняется подбором просительных интонаций и уважительных обращений к Хлестакову:

    "Не погуби, государы, "Не побрезгай, отец наш", "сделайте такую милость, ваше сиятельство" (отмечаем опять смешение форм единственного и множественного числа).

    Этим стремлением уважить и расположить к себе объясняется наличие в речи купцов и ласкательных суффиксов существительных (". подносик вместе возьмите", ". и сахарцу")

    Купцы пришли к Хлестакову как к влиятельному лицу, за "делом": они жалуются на городничего. В этом смысл всей сцены с купцами в IV действии (явл. 10) : "челом бьем вашей милости", - по старинке говорят они. Характеризуя городничего, стремясь как можно сильнее очернить его, они прибегают к ряду гиперболических выражений: "такого городничего никогда ещё ... не было.", "такие обиды чинит, что описать нельзя", "постоем совсем заморил, хоть в петлю полезай" и др. Купцы стараются обвинить городничего во взяточничестве, в притеснениях, в нанесении обид Они стремятся дословно воспроизвести речь своего обидчика, чтобы сильнее его очернить: "Схватит за бороду, говорит: "Ах ты, татарин!"; "Сукна увидит штуку, говорит "Э, милый, это хорошее суконцо: снеси-ка его ко мне". Или "Я тебя не буду, говорит, подвергать телесному наказанию или пыткой пытать - это, говорит, запрещено законом, а вот ты у меня, любезный, поешь селедки!" Передавая слова городничего, купцы не упускают и тех ласкательно-иронических обращений, с которыми городничий адресуется к ним ("милый", "любезный") Кстати, в последних репликах бросается в глаза и фразеологическая бедность и однообразие речи купцов, несколько раз повторяющих "говорит". Реплики купцов свидетельствуют об их низкой культуре. Отсюда ряд неправильных, искаженных слов и выражений: "обижательство", "вишь ты", "кажись", "понапрасну" "не по поступкам поступает", "порядок всегда исполняем", "мы против этого не стоим", "не то уж говоря, чтоб какую деликатность, всякую дрянь берет" и др.

    Встречаются в речи купцов и просторечные слова и выражения: "супружнице", "прекословить" и др. Для усиления своих слов и придания им большей достоверности купцы повторяют: "ей-ей", "ей-богу"; дважды употребляют излюбленный оборот, выражающий безвыходность положения: "в петлю полезай". Просторенность языку купцов придают такие слова, как "закаемся", "хошь".

    Униженное положение купцов, лишившихся надежды получить какую-то помощь, оттеняется сопровождающей три реплики авторской ремаркой ("кланяясь" - два раза, "кланяются в ноги"). Таким образом, через поведение и речь купцов мы знакомимся с их положением в городе, их взаимоотношениями с городничим, их культурой.

    В обеих сценах купцы унижаются то перед Хлестаковым, в котором видят начальника, то перед городничим. Но во второй сцене выступают и другие типичные черты купцов: они с малолетства обманывают народ, надувают казну, кичатся своим купеческим званием. Узнаем мы и о том, что купцы вступают в сделку с самим же городничим, который помогает им "сплутовать": купец "строил мост и написал дерева на двадцать тысяч, тогда как его и на сто рублей не было", т. е. делал го, за что следовало бы "спровадить в Сибирь" Так, в "Ревизоре" Гоголь показал, что купцы не только терпят притеснения от городничего, но отличаются и хищничеством, и плутовством, и страстью к наживе.
  2. 26 февраля, 11:08
    +1
    По выражению В. Я. Брюсова, в своем творчестве Н. В. Гоголь стремился к "вечному и бесконечному". Художественная мысль Н. В. Гоголя всегда стремилась к широкому обобщению, его цель во многих произведениях заключалась в том, чтобы нарисовать наиболее полную картину русской жизни. Говоря о замысле "Ревизора", Гоголь отмечал, что в этом произведении он решился " ... собрать в одну кучу все дурное в России, какое он тогда знал ... и за одним разом посмеяться над всем ... ". Так возник город "Ревизора", который автор назвал "сборным городом всей темной стороны".

    В комедии представлены все стороны российской действительности. Н. В. Гоголь изображает самые разные слои городского населения. Главным представителем чиновничества является городничий, Сквозник-Дмухановский. Городские помещики представлены Бобчинским и Добчинским, купечество - Абдулиным, мещанство - Пошлепкиной. Выбор персонажей обусловлен стремлением максимально широко охватить все стороны общественной жизни и управления обществом. Каждая сфера жизни представлена одним лицом, причем автору важна прежде всего не общественная функция персонажа, а шкала его духовных или нравственных ценностей.

    Богоугодными заведениями в городе руководит Земляника. Люди у него мрут "как мухи", но это его нисколько не смущает, потому что "человек простой: если умрет, то и так умрет; если выздоровеет, то и так выздоровеет". Суд возглавляет Ляпкин-Тяпкин, человек, "прочитавший пять или шесть книг". В полиции процветают пьянство, грубость. В тюрьмах людей морят голодом. Полицейский Держиморда без всякого смущения заходит в лавки купцов как в свою кладовую. Почтмейстер Шпекин из любопытства вскрывает чужие письма ... Всех чиновников в городе объединяет одно: каждый из них рассматривает свою государственную должность как отличное средство жить без забот, не затрачивая никаких усилий. Понятия общественного блага в городе не существует, повсюду творятся бесчинства и процветает несправедливость. Удивительно, но никто даже и не стремится скрыть свое преступное отношение к своим обязанностям, собственные праздность и безделье. Взяточничество же вообще считается нормальным делом, даже, скорее, все чиновники сочли бы ненормальным, появись вдруг человек, считающий брать взятки весьма постыдным занятием. Не случайно все чиновники в глубине души уверены, что не обидят ревизора, когда идут к нему с подношениями. "Да и странно говорить. Нет человека, который бы за собой не имел каких-нибудь грехов", - со знанием дела говорит Городничий.

    Город в пьесе изображен посредством обилия бытовых подробностей в ремарках, но, прежде всего, конечно, глазами самих хозяев города. А потому мы знаем и о реальных улицах, на которых "кабак, нечистота", и о гусях, которых развели в приемной суда. Не пытаются чиновники ничего изменить и перед приездом ревизора: достаточно только приукрасить город и его присутственные места, поставить соломенную веху около мусорной свалки, чтобы было похоже на "планировку", да надеть чистые колпаки на несчастных больных.

    В своей пьесе Н. В. Гоголь создает поистине новаторскую ситуацию: раздираемый внутренними противоречиями, город становится единым организмом благодаря общему кризису. Грустно только, что общая беда - это приезд ревизора. Город объединяет чувство страха, именно страх делает городских чиновников чуть ли не братьями.
Знаете ответ на вопрос?
Не уверены в ответе?
Правильный ответ на вопрос 👍 «Сочинение на тему: "Купечество в комедии Гоголя "Ревизор" ...» по предмету 📗 Литература. Развернутая система поиска нашего сайта обязательно приведёт вас к нужной информации. Как вариант - оцените ответы на похожие вопросы. Но если вдруг и это не помогло - задавайте свой вопрос знающим оппонентам, которые быстро дадут на него ответ!
Искать готовые ответы