Задать вопрос
12 апреля, 07:59

Сочинение: Образ поэта и тема творчества в лирике А. С Пушкина

+5
Ответы (1)
  1. 12 апреля, 10:21
    0
    Тема поэта и поэзии волнует всех стихотворцев, так как человеку необходимо понять, кто он, какое место в обществе занимает, каково его назначение. Поэтому в творчестве А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова данная тема является одной из ведущих.

    Для того чтобы рассмотреть образы поэта у двух великих русских классиков, нужно сначала узнать, как они определяют цель своего творчества.

    Пушкин пишет в своем стихотворении "Песнь о вещем Олеге":

    Волхвы не боятся могучих владык,

    А княжеский дар им не нужен;

    Правдив и свободен их вещий язык

    И с волей небесною дружен.

    Таким образом, он показывает читателю то, что истинный поэт всегда говорит правду и, кроме того, подвластен только "веленью Божию". М. Ю. Лермонтов также говорит о даровании человеку права быть поэтом высшими силами для того, чтобы "бог гласил его устами":

    С тех пор как вечный судия

    Мне дал всеведенья пророка ...

    Провозглашать я стал любви

    И правды чистые ученья.

    Следовательно, можно сказать, что эти два русских классика имеют общее понятие о ценности и целях поэтического творчества.

    Что касается образа самого поэта, его места в обществе, то и здесь наблюдается схожее мнение Пушкина и Лермонтова. Оба они считают, что поэт отличается от обычных людей. Но эта непохожесть делает его жизнь одинокой и оттого трудной. Тема одиночества поэта в мире отражена в лирике обоих писателей.

    Пушкин в стихотворении "Поэту" призывает своего лирического героя не обращать внимания на "суд глупца" и "смех толпы холодной". Он четко говорит о качествах, необходимых поэту для того, чтобы общество не сломало его:

    Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.

    Автор с горечью понимает, что единственный способ остаться собой и попытаться донести народу свои стихи - остаться наедине со своим даром и творить свободно от "бессмысленного народа" и "рабов безумных".

    Ты царь: живи один. Дорогою свободной

    Иди, куда влечет тебя свободный ум,

    Усовершенствуя плоды любимых дум,

    Не требуя наград за подвиг благородный.

    Лермонтов ярко характеризует данный образ в своем стихотворении "Поэт". Здесь он использует символ-иносказание для сравнения поэта с грозным оружием. Кинжал, который когда-то "не по одной груди провел ... страшный след / / И не одну порвал

    кольчугу" теперь "игрушкой золотой ... блещет на стене - / / Увы, бесславный и безвредный!" Так же и поэт, чей стих "звучал, как колокол на башне вечевой / / Во дни торжеств и беж народных" "свое утратил назначенье, / / На злато променяв ту

    власть, которой свет / / внимал в немом благоговенье".

    Эти два стихотворения Пушкина и Лермонтова показывают то, что и современники не понимают и не ценят труд поэта несмотря на важность проблем, освещаемых им.

    Необходимо отметить, что оба русских классика называют стихотворца пророком. Об этом сказано в их произведениях с одинаковым названием - "Пророк". В них как нельзя более ярко выражены размышления Пушкина и Лермонтова о том, кто же такой поэт и как оценивается его труд обществом. На основе этих двух стихотворений лучше всего описывать образы поэта-пророка в лирике двух великих классиков.

    Сперва обратимся к пушкинскому варианту. В нем автор изображает превращение человека в нечто большее, чем просто в поэта. "Шестикрылый серафим" наделяет его "вещими зеницами", "жалом мудрых змей", вместо сердца помещает ему в грудь

    "угль, пылающий огнем". Но даже теперь поэт еще не становится тем, кем он должен стать. Для этого ему нужна цель, идея, ради которой он живет. И эта цель дается ему свыше - "глаголом жечь сердца людей". В своем стихотворении Пушкин показывает поэта, отличающегося от простого люда, показывает очевидное его преобладание над всеми остальными.

    Чуть более чем через десять лет Лермонтов пишет своего "Пророка", своеобразное продолжение пушкинского. Если у его предшественника поэт-пророк показан в минуту торжества, наделенного всеми нужными качествами для провозглашения истины,

    то у Лермонтова образ гораздо более трагичен. Автор говорит о том, что наделенный божественным даром поэт-пророк не понят людьми, отвергнут ими:

    Смотрите ж, дети, на него:

    Как он угрюм. И худ, и бледен!

    Смотрите, как он наг и беден,

    Как презирают все его!

    Причем писатель обращает внимание читателя на то, что не нужен он только людям ("Мне тварь покорна там земная; / / и звезды слушают меня").

    Несмотря на то что и у Пушкина упоминается, что поэт одинок и не понят в этом мире, у Лермонтова такое противостояние доведено до абсолюта. Поэтому произведения последнего трагичнее по своему сюжету. Возможно, это объясняется тем, что великие классики жили в разное время. Пушкин является носителем оптимистических декабристских идей, а Лермонтов - дитя эпохи разочарования, пессимизма, реакции, наступившей в стране после подавления восстания декабристов.
Знаете ответ на вопрос?
Не уверены в ответе?
Правильный ответ на вопрос 👍 «Сочинение: Образ поэта и тема творчества в лирике А. С Пушкина ...» по предмету 📗 Литература. Развернутая система поиска нашего сайта обязательно приведёт вас к нужной информации. Как вариант - оцените ответы на похожие вопросы. Но если вдруг и это не помогло - задавайте свой вопрос знающим оппонентам, которые быстро дадут на него ответ!
Искать готовые ответы