Задать вопрос
23 октября, 18:25

Какое значение имеют образы сказки царевны лягушки

+3
Ответы (1)
  1. 23 октября, 19:54
    0
    Сказка "Царевна-лягушка" - авторская, опубликована Алексеем Толстым в 19 веке. В сборнике Афанасьева такой сказки нет. Но каноны волшебной сказки соблюдены, они диктуют поведение героев и развитие сюжета.

    Сказка "Аленький цветочек" показывает нам вариант сказки о красавице и чудовище. В сказке же "Царевна-лягушка" герои меняются местами: чудовищем здесь будет лягушка, то есть Василиса Премудрая, а красавцем, который идет её расколдовать, является Иван-царевич.

    Два героя в линейном Лабиринте сюжета идут навстречу друг другу. Царевна-лягушка уже в Лабиринте Смерти, даже находясь в доме Ивана-царевича. К ней, то есть к Лабиринту Смерти, и посылает отец Ивана-царевича

    Перекресток, где встречаются два мира и два героя - болото. С точки зрения метафоры, это граница мира водного и земного, бессознательного и реального, царства Смерти и царства Жизни. Второй перекресток у печки (метафора очищения), в которой сгорела лягушечья кожа, личина царства Смерти. Но если первый перекресток - встреча, то второй - расставание героев.

    Иван-царевич и Василиса Премудрая с честью проходят отцовские испытания: рубаха, ковер, хлеб (кстати, смертная рубаха, покрывало и поминальный хлеб) - у них самые лучшие. Но следующий этап в процессе индивидуиации - не такой простой. Эпизод пира во дворце заставляет царевича проявить выдержку и присутствие духа: не все смогут проглотить насмешки за столом вместо вина да царских яств и не сбежать. И Либидо царевича просто взорвалось: не помня себя, бежит он в свой дом и чинит расправу над помехой счастья: лягушачьей кожей. Но это он так думает, а личина царства Смерти приближает его к себе ещё сильнее.

    Иван-царевич идет в царство Смерти - это будет второй частью испытаний. Мудрец, который направляет его на его границу миров к избушке среди глухого леса, и Баба Яга знают историю Василисы Премудрой. Они помогают убить Кощея Бессмертного, беса смертного - таково одно из толкований этого имени. В этом толковании есть логика: нельзя убить Кощея, царя царства Смерти, это уж слишком даже для волшебных помощников, но беса смертного, тюремщика красавицы, - в их власти.

    Оба героя вступают в бой с бесом (а верность Василисы Премудрой - её бой), побеждают и выходят в царство Жизни. Так заканчивается и сказка "Аленький цветочек". У главных героев двух сказок много общего:

    В начале сказок дочь купца и Иван-царевич подневольны: она едет на остров к чудовищу, подчиняясь своей совести, а Ивану велит царь-отец взять в жены чудовище-лягушку.

    Оба героя приближают разгадку тайны: она решила вернуться к чудищу; царевич решает сжечь лягушачью кожу.

    Победить в царстве Смерти героям помогают эмпатия и любовь: разбиваются чары, наложенные на чудище.

    Обретает новый статус дочь купца - Невеста. Царевич преломляет иглу (метафора кастрации зла), обретая новый статус - Герой.

    Таким образом, сказочные герои проходят определенные этапы в обретении индивидуации, а значит, архетипы Красавицы и Чудовища помогают понять нам, читателям и слушателям сказок, и развитие своего сценария жизни, или свою судьбу.
Знаете ответ на вопрос?
Не уверены в ответе?
Правильный ответ на вопрос 👍 «Какое значение имеют образы сказки царевны лягушки ...» по предмету 📗 Литература. Развернутая система поиска нашего сайта обязательно приведёт вас к нужной информации. Как вариант - оцените ответы на похожие вопросы. Но если вдруг и это не помогло - задавайте свой вопрос знающим оппонентам, которые быстро дадут на него ответ!
Искать готовые ответы