Задать вопрос
29 июля, 06:14

в чём необычность замысла и сюжетно-композиционной организации " Героя нашего времени"? Как в романе продолжена тема поколения 30-х годов, получившая свое развитие в лирике поэта?

+2
Ответы (1)
  1. 29 июля, 07:16
    0
    Сравним предисловие автора к роману и к журналу Печорина. В этих предисловиях много загадок, отчасти они противостоят друг другу.

    В предисловии к роману герой характеризуется как "портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии". В предисловии к журналу Печорина автор надеется, что читатели "найдут оправдания поступкам, в которых до сей поры, обвиняли человека".

    В предисловии к роману автор говорит об иронии как о предпочтительной для себя позиции: "Наша публика так еще молода и простодушна, что не понимает басни, если в конце ее не находит нравоучения. Она не угадывает шутки, не чувствует иронии; она просто дурно воспитана. Она еще не знает, что в порядочном обществе и в порядочной книги явная брань не может иметь места; что современная образованность изобрела оружия более острое, почти невидимое и тем не менее смертельное, которое, под одеждою лести, наносит неотразимый и верный удар". Можно подумать, что иронией пронизано отношение автора к Печорину. Но о какой "одежде лести" по отношению к герою может идти речь, если ситуации романа обвиняют его а дневник полон саморазоблачений? Да и предисловие к журналу Печорина не позволяет считать иронию мерилом авторского отношения к герою.

    Разорванная композиция романа подчеркнуто, значима; смена рассказчиков не только постепенно открывает Печорина читателю, но и все больше оправдывает героя. Сталкивая своего героя с разными людьми, Лермонтов все глубже показывает его неординарность, внутреннюю силу, масштабность личности. Печорин неизменно оказывается сильнее и благороднее тех, с кем сталкивает его судьба. В "Фаталисте" он сражается уже не с людьми, а с самой судьбой, бросая ей вызов. Но все эти победы Печорина не приносят ему ни чести, ни нравственного удовлетворения. Ведь каждая часть "Героя нашего времени" представляет собой попытку Печорина приблизиться к людям, узнать их или найти некое гармоничное равновесие в отношениях с ними. И всякий раз конфликт оказывается непреодолимым, пропасть между ним и людьми - еще более глубокой. Печорин не только сеет зло вокруг себя, но все явственнее обнаруживает зло в мире. Это делает его родственным шекспировскому Гамлету.

    Лермонтов, как и Шекспир, пишет не прокурорский монолог, а трагедию, в которой судить героя никто из тех, кто с ним рядом, не вправе. Печорин сам судит и казнит себя. И это его право подчеркнуто композицией, в которой последний рассказчик - Печорин. За ним остается высокое право суда. От внешнего, непроницательного взгляда Максима Максимыча через более глубокий, внимательно-сочувственный взгляд "странствующего офицера" к трагической исповеди героя - такова последовательность авторской оценки в романе.
Знаете ответ на вопрос?
Не уверены в ответе?
Правильный ответ на вопрос 👍 «в чём необычность замысла и сюжетно-композиционной организации " Героя нашего времени"? Как в романе продолжена тема поколения 30-х годов, ...» по предмету 📗 Литература. Развернутая система поиска нашего сайта обязательно приведёт вас к нужной информации. Как вариант - оцените ответы на похожие вопросы. Но если вдруг и это не помогло - задавайте свой вопрос знающим оппонентам, которые быстро дадут на него ответ!
Искать готовые ответы