Задать вопрос
18 декабря, 06:11

Найдите противопоставление в стихотворение анчар

+1
Ответы (1)
  1. 18 декабря, 07:22
    0
    Данное стихотворение было написано в 1828 году. При создании своего произведения Пушкин пользовался несколькими источниками. Во-первых, это старинная легенда о древе яда. Кроме того, поэту стало известно сообщение некоего доктора Фурша "о древе яда": " ... на острове Ява растет дерево, вокруг которого земля ... суха и не производит никаких плодов ... За шесть часов езды вокруг сего ядовитого дерева не только люди жить не могут, но и никакого животного там не видали ... Государь этих мест посылает осужденных на смерть преступников за ... ядом ...".

    Доктор Фурш ограничился рассказом о любопытном явлении природы и интересном экзотическом обычае. Пушкин в своем стихотворении переводит повествование в общественно-философский план.

    Композиционно стихотворение явно делится на две части. Первая состоит из пяти первых четверостиший. В ней описывается безжизненный пейзаж. Поэт рисует дерево с мертвой зеленью ветвей, с корнями, пропитанными ядом. Равномерно капают капли с ветвей, праевращаясь в смертную смолу:

    Яд каплет сквозь его кору,

    К полудню растопясь от зною,

    И застывает ввечеру

    Густой прозрачною смолою.

    В пустыне все мертво, неподвижно:

    К нему и птица не летит,

    И тигр нейдет: лишь вихорь черный

    На древо смерти набежит -

    И мчится прочь, уже тлетворный.

    Движение, обычно символизирующее жизнь, здесь превращается в мрачное движение смерти. Анчар становится символом вселенского зла.

    Зловещую картину мертвенной пустыни и смертоносного анчара помогают автору передать разные средства художественной выразительности. Эпитеты: "в пустыне чахлой и скупой", "зелень мертвую ветвей", "ядовит дождь", "вихорь черный ... тлетворный", "в день гнева", "песок горючий" и так далее. Пушкин также использует метафоры: "природа породила ... напоила", "вихорь набежит ... мчится прочь"и так далее. В стихотворении присутствуют и сравнения: "анчар, как грозный часовой".

    Во второй части сюжет стихотворения обогащается новым мотивом:

    Но человека человек

    Послал к анчару властным взглядом ...

    Теперь уже повествование переводится в сферу человеческих отношений. "Человек" и "человек", равные по своей природе, разделены социальными границами на "раба" и "владыку". Достаточно одного взгляда (даже не слова!), чтобы раб пошел на верную смерть:

    И тот послушно в путь потек

    И к утру возвратился с ядом.

    Метафора "послушно в путь потек" передает безвольность раба. Он течет как река, не в силах изменить свое русло. Образ раба раскрывается в своей человеческой сути:

    И пот по бледному челу

    Струился хладными ручьями ...

    Автор сочувствует рабу. Это видно и в глаголах, описывающих его состояние (принес - и ослабел, и лег - и умер), а также в обобщающем эпитете: "бедный раб".

    Образ владыки дан очень обобщенно и символично. Это символ тирании и самовластия вообще. Пушкин соотносит страшное зло природы - анчар и страшное зло человеческой жизни - деспотизм. Но самовластие, в отличие от анчара, зло активное. Тем оно и страшно. Это зло сеет гибель вокруг себя, завоевывая все новое влияние:

    А царь тем ядом напитал

    Свои послушливые стрелы

    И с ними гибель разослал

    К соседям в чуждые пределы.

    Интересно, что даже повтор однокоренных слов ("послушно в путь потек" - "послушливые стрелы") подчеркивает, что все живое и мертвое покоряется и служит "непобедимому владыке".

    В стихотворении явно прослеживается антитеза "владыка - раб". Она выражается эпитетами: "властный взгляд" - "послушно", "бедный раб" - "непобедимый владыка". Глаголы также подчеркивают это противопоставление: "послал" - "потек". В данном стихотворении Пушкин использует анафору, чтобы усилить напряжение: "Принес он смертную смолу ... Принес - и ослабел и лег ..."

    Стихотворение написано четырехстопным ямбом. Это помогает автору передать своеобразную ритмичность произведения. Если в первой части ямб передает движение смерти в природе, то во второй части он передает страшную силу зла в человеческих отношениях.

    Я считаю, что в таком порядке вещей виноват не только владыка, но и раб. Он слишком беспрекословно выполняет приказы своего властителя. Даже знание о своей неминуемой смерти не останавливает его. Рабство - лишь обратная сторона тирании, и существовать они могут только вместе. До тех пор, пока есть рабы, будут и властелины. Именно рабство души, внутренняя несвобода помогают появлению зла.
Знаете ответ на вопрос?
Не уверены в ответе?
Правильный ответ на вопрос 👍 «Найдите противопоставление в стихотворение анчар ...» по предмету 📗 Литература. Развернутая система поиска нашего сайта обязательно приведёт вас к нужной информации. Как вариант - оцените ответы на похожие вопросы. Но если вдруг и это не помогло - задавайте свой вопрос знающим оппонентам, которые быстро дадут на него ответ!
Искать готовые ответы