Задать вопрос
15 июля, 14:30

В чем внутренняя связь между романом "герои нашего времени" и стахотоврением "Дума"

+4
Ответы (1)
  1. 15 июля, 16:23
    0
    Анализируя творческое наследие М. Ю. Лермонтова - поэта и прозаика, мы отмечаем его неоднократное обращение к проблеме поколения тридцатых годов девятнадцатого века. Лермонтов создает удивительно емкий и подробный лирико-эпический портрет современной ему эпохи, передовой дворянской молодежи. При этом, как справедливо указывает Белинский, следует учесть, что "мысль изобразить ... героя нашего времени не принадлежит исключительно Лермонтову".

    Действительно, проблемы и судьбы молодого поколения занимали в свое время Н. М. Карамзина ("Рыцарь нашего времени"), В. Ф. Одоевского ("Странный человек"), К. Ф. Рылеев ("Чудак") и многих других писателей. Подробное изображение "лишнего человека" мы видим в романе Пушкина "Евгений Онегин". Однако именно в произведениях М. Ю. Лермонтова поколение тридцатых годов выступает во всей его многогранности.

    Наиболее рельефно и полно портрет героя лермонтовской эпохи изображен в стихотворении "Дума" и романе "Герой нашего времени".

    Следуя точно сформулированному в предисловии к роману принципу: "Нужны горькие лекарства, едкие истины", в "Думе" Лермонтов обнажает трагические противоречия поколения, "дремлющего в бездействии" (Белинский), выносит ему объективный и суровый приговор:

    Печально я гляжу на наше поколенье!

    Его грядущее - иль пусто, иль темно,

    Меж тем, под бременем познанья и сомненья,

    В бездействии состарится оно ...

    Проблемы цели и смысла жизни, трагедия бездействия сильной личности, рассматриваемые в стихотворении на примере всего поколения, в романе персонифицированы в образе Печорина.

    В обоих произведениях Лермонтов четко формулирует и последовательно развивает идею о том, что молодежь тридцатых годов оторвана от реальной жизни, склонна к рефлексии, неспособна к практическому применению своих незаурядных сил и способностей. "Мы иссушили ум наукою бесплодной ...", - горько восклицает лирический герой "думы". Отсюда - и "мозаичность", фрагментарность судьбы Печорина, и бесплодность "философствований" Вернера, и трагедия Вулича.

    Духовная опустошенность и противоречивость лермонтовского поколения отражается также в его сомнении в ценности человеческих взаимоотношений - любви и дружбы:

    "И ненавидим мы, и любим мы случайно,

    Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,

    И царствует в душе кокой-то холод тайный,

    Когда огонь кипит в крови.

    Аналогичную мысль развивает и Печорин в своем дневнике, размышляя о том, что "из жизненной бури вынес только несколько идей и ни одного чувства". Поэтому герой "смеется над всем на свете, особенно над чувствами", и на первое место в системе ценностей он ставит свою свободу.

    Душевный холод, упадок нравственных сил и ослабление воли к жизни рождают также насмешливо - циничное отношение поколения тридцатых годов к своей судьбе, его стремление "играть со смертью".

    С одной стороны, эта деятельная позиция Печорина, его попытка активно противостоять Року, бросить вызов Судьбе: авантюрное приключение в Тамани, дуэль с Грушницким, эпизод с пьяным казаком. С другой стороны, в романе изображается пассивно-отстраненная позиция Вулича, его ощущение растворенности в своей судьбе, слепая вера в предопределение. Это поэтически отражено в "Думе":

    "И предков скучны нам роскошные забавы,

    Их добросовестный ребяческий разврат,

    И к гробу мы спешим без счастья и без славы,

    Глядя насмешливо назад".

    Основными средствами художественного воплощения проблематики, объединившей оба лермонтовских произведения, являются в "Думе" ритм и стиль стихотворного повествования.

    Так, преобладание шестистопного ямба, передающего интонацию размышления лирического героя и публицистичность стиля усиливают социально - философского направленность стихотворения.

    Аналогичную роль в романе "Герой нашего времени" играет авторское предисловие, в котором особо подчеркивается общественная направленность лермонтовского произведения: "Герой нашего времени ... портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии".

    Одним из наиболее ярких средств выражения авторской позиции в раскрытии общей проблематики романа и стихотворения является прием контраста.

    Так, в "Думе" мы наблюдаем постоянное столкновение антонимов и использование антитезы. А в "Герое нашего времени" используется прием контраста как в построении всей системы образов, так и для раскрытия характера главного героя.

    Итак, стихотворение "Дума" и роман "Герой нашего времени" объединены общей нравственно - философской и социально - политической проблематикой. В обоих произведениях Лермонтов размышляет над судьбой ярких представителей передовой молодежи, исследует духовные и социальные пороки своего времени.

    Неповторимую особенность лермонтовского мировосприятия очень точно и лаконично сформулировал Белинский: "Герой нашего времени" - это грустная дума о нашем времени ..."
Знаете ответ на вопрос?
Не уверены в ответе?
Правильный ответ на вопрос 👍 «В чем внутренняя связь между романом "герои нашего времени" и стахотоврением "Дума" ...» по предмету 📗 Литература. Развернутая система поиска нашего сайта обязательно приведёт вас к нужной информации. Как вариант - оцените ответы на похожие вопросы. Но если вдруг и это не помогло - задавайте свой вопрос знающим оппонентам, которые быстро дадут на него ответ!
Искать готовые ответы